Международный день таксиста. Когда в Лондоне впервые появились электрические такси?
Международный день таксиста разбитные «шашисты» отмечают 22 марта. В этот день 110 лет назад покорять улицы британской столицы впервые выехали автомобили, оснащенные озабоченно щёлкающими «таксиметрами».
В русском языке эти наглые приборы — в быту просто счётчики — сегодня называют таксометрами. Разница в произношении и написании «taximeter» вызвана, скорее всего, тем, что русский вариант слова происходит из латинского языка, тогда как у английского, вероятно, греческие корни.
Название прибора и дата международного праздника могли бы быть совершенно другими, сложись какие-то неизвестные обстоятельства иначе. Дело в том, что механический таксометр изобрел немец Фридрих Вильгельм Густав Брун (Friedrich Wilhelm Gustav Bruhn) в 1891 году. И первый таксомотор с бензиновым двигателем построил тоже немец — Готлиб Даймлер, в 1897-м, то есть за 10 лет до того момента, как ненасытные приборы учёта защёлкали в Лондоне.
В первом немецком такси счётчикам не нашлось места в салоне. Возможно, чтобы не нервировать пассажиров громкими щелчками-приговорами, прибор подвесили снаружи кузова над правым передним колесом.
Впрочем, вернемся в столицу Великобритании. История наёмного транспорта в огромном городе началась задолго до изобретения не только таксометра, но и автомобиля.
В конце XIX века услуги пассажирских перевозок горожанам оказывали более 11 тысяч знаменитых лондонских кэбов, характерных крытых повозок на конной тяге. Несомненно, дни их были уже сочтены, но кто же их заменил?
Как ни покажется удивительным, в качестве пассажирского транспорта в Лондоне того времени успешно дебютировали электромобили.
Пассажиров перевозили и автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Но у электрических экипажей было немало привлекательных преимуществ. Они были проще и надёжнее, не дымили вонючими выхлопными газами, меньше вибрировали и практически не шумели.
Ещё одной причиной, благодаря которой электромобили снискали особую популярность среди водителей-женщин, стало отсутствие заводной рукоятки. Электрический стартер на рубеже веков ещё не был изобретён, и «драйверам» бензиновых машин приходилось прилагать немало усилий, «маслая» «кривой стартер», в то время как электромобиль просто ехал, стоило подать на двигатель питание.