Белла Ахмадулина. Как она оценивала роль поэта в обществе и кто стал ее последней счастливой любовью?
Беллу Ахмадулину называют Вольным ветром 60-х годов ХХ века. Она была той единственной королевой среди мужчин поэтов-шестидесятников, которую все они обожали и многие были в нее влюблены. Читатели и слушатели же буквально впитывали в себя ее стихи, которые она читала нараспев, затаив дыхание, с внутренним трепетом и восторгом.
Как сложилась личная судьба этой легендарной поэтессы своего времени?
Она родилась в 1937 году в Москве. Ее мама — русская, с итальянскими корнями, отец — татарин. Смешение кровей привело к рождению в этой интернациональной семье поэтически одаренного ребенка. Печататься Изабелла начала уже в 17 лет, первая публикация состоялась в журнале «Октябрь».
В 18 лет ее без оговорок приняли в Литературный институт. Там же она познакомилась со своим первым мужем — поэтом Евгением Евтушенко. Жить без ссор под общей крышей влюбленные не смогли, ведь каждый из них представлял собой целый поэтический вихрь, и личная жизнь молодых оказалась в заложниках у их собственных дарований.
Во время гонений на Бориса Пастернака Белла повела себя порядочно и отказалась подписывать то позорное письмо «творческой интеллигенции», в котором ее слабохарактерные «товарищи» по поэтическому цеху клеймили поэта за его «антисоветские» произведения, не удосужившись их даже прочитать. За свою порядочность Изабелла поплатилась тем, что ее исключили из института.
Неурядицы в личной жизни, изгнание из вуза не отлучили Беллу от литературы. Она сумела войти в русскую литературу, что называется, «с черного хода». Ее не печатали, но она выступала на множестве литературных вечеров в Политехническом, собирая огромные аудитории слушателей. Ее имя с восторгом передавалось из уст в уста.
Сама же Белла относилась к своей популярности того времени весьма скептически. В одном из своих интервью она охарактеризовала этот период в литературной жизни страны как время Пастернака и Ахматовой, они еще были живы тогда и продолжали творить. Но само советское общество того периода стало переломным, люди ждали глотка свободы, и именно эта политическая и общественная ситуация в стране возвела молодых, восходящих поэтов (Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулину и др.) в ранг глашатаев свободы.
По мнению Беллы Ахмадулиной, не поэты, а любители поэзии, способные расслышать музыку стиха, — вот те спасители мира, на плечах которых он стоит.
В 1963 году Беллу накрыла новая любовная страсть к восходящей тогда легенде кино и литературы — Василию Шукшину. Он снял ее в своем фильме «Живет такой парень», а она «поработала над его имиджем»: посодействовала в покупке им нового костюма, галстука, туфель. Избавила его от кирзовых сапог, в которых он все время ходил, приехав в Москву из российской глубинки.
Затем среди влюбленностей Беллы оказался писатель Юрий Нагибин (он стал ее вторым мужем, но тоже ненадолго), потом — модный в те времена Геннадий Мамлин, а еще чуть позже — Эльдар Кулиев (от которого Белла родила дочку Лизу).
Короткие романы, неудачные замужества, казалось, никогда не закончатся в ее жизни, и Белла начала выпивать. От окончательного падения ее спасла встреча с мужчиной, который смог изменить ее жизнь к лучшему, вовремя поддержать и сделать счастливой как женщину. Имя этого человека — Борис Мессерер, театральный художник. Он принадлежал к роду знаменитой советской балерины Майи Плисецкой, его мама — актриса немого кино, а затем — и художница по костюмам в одном из столичных театров.
Сам Борис Мессерер тоже принадлежал к плеяде «шестидесятников» и как никто мог понять душевный настрой Изабеллы. Когда эти два человека познакомились, Борис не знал, что Белла — поэт. Он не читал ее стихов, ведь Белла тогда не печаталась. Обычные граждане СССР узнавали стихи Ахмадулиной лишь по фильмам Эльдара Рязанова («Ирония судьбы»).
Несмотря на все опасности своего опального положения, Белла по-прежнему продолжала заступаться за всех советских диссидентов, подписывая многочисленные письма в их защиту.
Совместный дом Беллы с Борисом Мессерером получил название в народе «Чердак на Поварской». Здесь располагалась мастерская самого Бориса, и сюда стекались все самые лучшие творческие силы Москвы. Это была такая общая неофициальная Академия искусств. Здесь родился альманах «Метрополь», в котором печатались многие запретные тогда авторы (В. Аксенов, В. Высоцкий, В. Ерофеев и др.).
В 90-е годы ХХ века художник Борис Мессерер оформлял все спектакли МХАТа им. Чехова, балеты в Большом театре. В 2002 году была проведена выставка его работ станковой графики, где был представлен свежий авторский метод изображения натюрмортов.
Белла Ахмадулина при столь знаменитом и талантливом муже продолжает свою поэтическую карьеру. А также взялась и за прозу.
После встречи с Борисом ее творческая карьера тоже пошла в гору: с 1977 года она получила титул Почетного члена Академии искусств и литературы в США, в 1989 году ее творчество признали, наконец, и в родной стране — она стала Лауреатом Госпремии СССР.
Несмотря на компьютеризацию общества, Белла Ахмадулина по-прежнему пишет свои стихи обычной шариковой ручкой, а муж — подбирает эти рукописи по всей квартире (на листочках, салфетках и разных обрывках бумаги). Свой дом он с юмором называет «белой пустыней», так как наладить домашний уют ни у Беллы, ни у Бориса не хватает времени. У них очень много лет не было дома даже банального телевизора.
В этом браке у Беллы родилась еще одна дочь — Анна. Сейчас девочки уже взрослые и ведут самостоятельную жизнь. А их мама Белла Ахмадулина продолжает «витать в облаках поэзии», не думая больше о заработке, ведь ее муж Борис оказался превосходным «добытчиком».
Именно этот мужчина стал счастливой любовью Беллы на долгие годы, за спиной которого она может позволить себе, наконец, быть слабой и хрупкой женщиной, со своим необычным внутренним миром.