"Союз лиры и швейной машинки". О ком это было сказано?
Французский художник Джеймс Тиссо написал портрет членов аристократического клуба «Общество улицы Ройял». Среди персонажей — принц Эдмон де Полиньяк (полное имя — Эдмон Мельхиор Жан-Мари де Полиньяк). Родился в Париже 19 апреля 1834 года, умер в Париже 8 августа 1901 года. На этом полотне ему 34 года.
Эдмон де Полиньяк — сын принца Жюля де Полиньяка (18701847), который был председателем государственного совета при французском короле Карле X. Карьера отца завершилась, мягко говоря, не совсем удачно: его реформы вызвали Вторую французскую революцию, он был осужден и приговорен к пожизненному заключению. Через 6 лет его помиловали, но выслали из страны на 20 лет. У него было шестеро детей, один из которых стал известным математиком, второй был военным и воевал на стороне конфедератов во время гражданской войны в Северной Америке. Эдмон стал композитором.
Эдмон родился в то время, когда семья была в изгнании. Он получил классическое образование, знал греческий, латинский и европейские языки — на английском, немецком и французском дома говорили постоянно. Его научили танцевать и ездить верхом. Он с детства увлекался представлениями, писал пьески и комедии для детского театра, который создал его отец. Физически Эдмон был слабоват, над чем потешались его старшие братья, зато он брал уроки фортепиано и теории музыки. К тому времени он почти точно знал, что будет композитором, хотя мать этого не одобряла: аристократу не пристало быть музыкантом.
Тем не менее, Эдмон получил основательную музыкальную подготовку: контрапункт, композиция, сольфеджио, гармония. В 1861 году Эдмон и его брат Альфонс образовали общество деятелей искусства, целью которого была организация концертов хорошей музыки не только в театральных залах. В это общество входили Гуно, Берлиоз, Даниэль-Франсуа-Эспри Обер. Эдмон писал пьесы для мужских хоров и получал призы за эти произведения. Принц не ограничивался музыкой: он стал членом элитарного жокей-клуба, известного как «Общество улицы Ройял».
В 1892 году Эдмон, которому исполнилось 57 лет, разорился из-за неосмотрительных финансовых операций. Ему помогали родственники, но этого было недостаточно, нужен был какой-то необычный шаг, чтобы не лишиться всего. Нужна была женитьба на деньгах. В результате обсуждения с близкими появилось имя Виннаретта Зингер, дочь Исаака Зингера — промышленника, выпускающего швейные машины, мецената.
Винаретта к тому времени уже побывала замужем и развелась после пяти лет замужества. Второе замужество — и снова за принцем — должно было поднять ее социальный статус. Ее не смущала разница в возрасте в 31 год: ей обещали свободную от обязательств жизнь и разные спальни. Они поженились в 1893 году и даже получили благословение папы Льва XIII.
Эдмон получил возможность творить, Винаретта интересовалась музыкой и сблизилась с Армандой де Полиньяк — племянницей Эдмона, которая тоже писала музыку. Супруги организовали роскошный музыкальный салон: двухсветный зал площадью 120 квадратных метров, орган, два рояля. Он стал центром музыкального и художественного авангарда Парижа.
Принц умер в 1901 году. Винаретта после его смерти стала заметной фигурой в искусстве: финансировала Русский балет Дягилева, учредила премию имени Эдмона де Полиньяка (лауреатом этой премии в свое время был Игорь Стравинский).
Ее салон существовал до 1939 года. Винаретта умерла в 1943 году в Лондоне в возрасте 78 лет. По выражению одной из современниц четы Полиньяков — «это был союз лиры со швейной машинкой». Можно к этом добавить — счастливый союз.
Указ о создании общественного института под названием «Фонд Зингер-Полиньяк» был опубликован в «Правительственном вестнике» (Journal Officiel) 6 марта 1928 года. Винаретта выделила фонду три миллиона франков. Начиная с 1945 года, до сих пор фонд ежегодно получает от Royal Trust Company (Канада) дотации от 150 до 180 тысяч канадских долларов «в подарок, как память о Винаретте Зингер, принцессе Эдмон де Полиньяк».