Что посмотреть на выходных? «Трансформеры-2»
Когда читаешь о первой реакции Майкла Бэя на предложение Спилберга экранизировать «Трансформеров», кажется, что позднее режиссер сменил гнев на милость, потому что продюсеры предложили ему огромный гонорар и потому что после провала «Острова» Бэй срочно нуждался в новом хите — пусть даже основанном на серии игрушек.
Но затем выясняется, что по ходу съемок режиссер сократил свой гонорар на треть, чтобы влить как можно больше средств в производство. А когда картина вышла на экран и стала хитом, Бэй отказался от идеи поставить камерный фильм в промежутке между первой и второй сериями «Трансформеров», чтобы не отдавать подготовку сиквела в чужие руки. Так может поступать только человек, искренне влюбленный в проект. Геройская работа
Чем же игрушки-роботы, придуманные в начале 1980-х японской компанией Takara и американской корпорацией Hasbro, покорили сорокалетнего голливудца? В первую очередь, возможностью создать спецэффектное шоу. Майкл Бэй даже в киношколе не экспериментировал с артхаусом, а снимал ролики с красивыми девушками и дорогими машинами. Когда же режиссер ворвался в мир летних блокбастеров, его любовь к взрывам, погоням и трюкам быстро вошла в поговорку.
Но была и другая, более глубокая причина. Большой поклонник японской анимации, Бэй всегда симпатизировал типичным для аниме персонажам, которых обстоятельства вынуждают стать героями. «Обычные герои» казались режиссеру интереснее и драматичнее классических американских суперменов, которые сами строят свою жизнь. Вот почему в «Скале» проявлять героизм приходилось химику-«ботанику», а в «Армагеддоне» — команде бурильщиков.
Немудрено, что Бэй сразу влюбился в «Трансформеров», когда узнал, что ключевым персонажем фильма будет старшеклассник, волею судьбы впутывающийся в войну Автоботов и Десептиконов. Сэм Уитвики был идеальным персонажем для демонстрации превращения мальчика в мужчину, и Бэй не мог упустить возможность снять фильм на тему, которую он раньше затрагивал лишь косвенно, поскольку герои его предыдущих картин были взрослыми людьми.
Другое дело, что, даже преодолев свое изначальное предубеждение против «игрушек», Бэй не очень-то хотел связываться с проектом, у которого много яростных фанатов. Он понимал, что картина существенно отступит от образов Трансформеров, известных по игрушкам и мультфильмам, поскольку классические Трансформеры на киноэкране выглядели бы смешно, глупо и примитивно. Роботов надо было перекраивать-усложнять, перекрашивать, иногда полностью переделывать. И Бэю не улыбалось прожить несколько лет под постоянными атаками фэнов, отказывающихся принимать перемены.
Но потом режиссер решил, что необходимость отражать фэнские атаки и читать письма с угрозами смерти (были и такие!) — приемлемая плата за участие в грандиозном международном проекте. Который, как мы теперь знаем, несмотря на все претензии ценителей и некоторых критиков, собрал в мировом прокате более 700 миллионов долларов, привел в стан Трансформеров много новых поклонников и укрепил пошатнувшуюся было репутацию Бэя как создателя сверхприбыльных блокбастеров.
Кроме того, «Трансформеры» номинировались на три технических «Оскара». Киноакадемия предпочла визуальные эффекты «Золотого компаса», а вот голливудское Общество визуальных эффектов и присуждающая премию «Сатурн» американская Киноакадемия жанрового кино отдали свои спецэффектные награды творению Бэя. Сценарные тревоги
«Трансформеры» изначально задумывались как трилогия, и после успеха первой картины в студийных кулуарах пошли разговоры о том, чтобы одновременно снять вторую и третью ленты, сэкономив на съемочных расходах и максимально быстро представив зрителям оба продолжения. Бэй, однако, счел, что сиквелы надо делать обычным порядком. Во-первых, он хотел, не торопя события, с чувством и расстановкой сделать две достойные картины. Во-вторых, компьютерные технологии, использованные для создания «Трансформеров», в последние годы развиваются с огромной скоростью.
Соответственно, перерыв в пару лет позволяет в каждом новом фильме выводить графику на новый уровень, а не повторять уже известные эффекты.
В первой картине Сэм был старшеклассником, и в сиквеле его, как нетрудно догадаться, решили отправить в колледж. Новый этап на пути взросления, новая ответственность перед самим собой, новые жизненные обстоятельства… И изящная параллель с тем, что происходит в сознании Автоботов. Последние, окончательно переселившись на Землю с разрушенной в ходе войны с Десептиконами планеты Кибертрон, с трудом осваиваются на новом месте.
Алекс Курцман и Роберто Орки прославились задолго до того, как их пригласили работать над сценарием первых «Трансформеров». Они работали над «Геркулесом», «Шпионкой», «Островом», «Легендой Зорро» и третьей серией «Миссия невыполнима». Тем не менее именно после «Трансформеров» Курцман и Орки буквально обросли новыми грандиозными проектами. Фантастический телесериал «За гранью», новый «Звездный путь», продюссирование триллера «На крючке» — слишком напряженный график, чтобы впихнуть в него написание сиквела «Трансформеров». По крайней мере, так им казалось.
Когда Курцман и Орки отказались от участия во второй серии, студия пошла им навстречу и начала поиски новых авторов. Но дата премьеры картины была уже назначена, а бюджет — согласован, и представители DreamWorks быстро поняли, что вряд ли смогут найти свежих людей, которые за несколько месяцев напишут готовый к съемкам сценарий, основанный на запутанной мифологии Трансформеров.
Поэтому студия предложила Курцману и Орки компромисс — сценаристы соглашаются работать над сценарием, а DreamWorks нанимает им в партнеры известного драматурга Эрена Крюгера («Звонок», «Братья Гримм») и выплачивает сценаристам на троих восемь миллионов долларов. Не рекордная, но солидная по голливудским меркам сумма, от которой напарники не смогли отказаться.
Когда Курцман и Орки вернулись в проект, уже было известно, что в ноябре 2007 года может начаться забастовка Гильдии сценаристов. Поэтому драматурги быстро набросали сценарный проект, на основе которого Майкл Бэй мог ставить задачи для создателей спецэффектов и разработчиков трюков. Работа над проектом была завершена буквально за несколько часов до старта забастовки.
Когда в феврале 2008-го забастовка завершилась, у Курцмана, Орки и Крюгера осталось всего четыре месяца на создание сценария. Чтобы уложиться в срок, они воспользовались методом японских художников комиксов — переехали в гостиницу и полностью сосредоточились на работе. Курцман и Орки работали отдельно от Крюгера, но два раза в день драматурги встречались и обсуждали написанное. Естественно, Бэй не оставался от этой работы в стороне. Тем более что во время забастовки ему пришлось самостоятельно принять несколько сюжетных решений, поскольку проект нельзя было останавливать из-за отсутствия сценария. Плоть и сталь
Когда сценарист создает полнометражный фильм на основе «долгоиграющего» материала, он всегда чувствует себя как ребенок в кондитерской, которому мама дала деньги только на одну коробку конфет. Что выбрать? От чего отказаться? Что оставить на следующий поход в магазин? Только если малыш выбирает сладости, то сценарист сравнивает персонажей. И если решение по поводу главных героев принимается быстро, то над кандидатурами злодеев можно думать неделями.
В первом фильме основными механическими противниками были лидер Автоботов Оптимус Прайм и глава Десептиконов Мегатрон. В кульминации ленты последнему, мягко говоря, пришлось туго, и поначалу авторы сиквела подумывали вовсе его не использовать — или же показать только во флэшбеках. Но затем Мегатрона все же вернули в действие. Правда, после того, что с ним случилось в первой картине, Мегатрон заметно изменился. Теперь его «маскировочная» форма — не самолет, а танк. К счастью, его все еще озвучивает «агент Смит», он же Хьюго Уивинг.
Естественно, было бы скучно вновь свести сюжет к противостоянию Прайма и Мегатрона, и сценаристы ввели в сценарий нового ключевого злодея. Это Падший, один из тринадцати трансформеров, созданных божественным Праймусом, первым из разумных Порождений Изначальной Искры. Создания Праймуса должны были вести бой со зловещим Уникроном, вышедшим из-под контроля экспериментом Праймуса. Однако Падший предал своих братьев и присоединился к Уникрону. Во время решающей битвы силы Уникрона потерпели поражение, и Падший оказался заперт в «подпространстве» между мирами.
Так история Падшего рассказывается в комиксах о Трансформерах. В сценарии фильма, по нашим данным, изложен несколько иной вариант, но в основе своей это та же история об изначальном творении и последующем предательстве. В любом случае, потерпев поражение, Падший стал вдохновителем Мегатрона и Десептиконов. В прошлом он действовал из-за кулис, но в «Мести падших» (название фильма также можно перевести как"Месть Падшего") у него появилась возможность выйти на авансцену. Как в прошлом Мегатрон, Падший трансформируется в боевой реактивный самолет. Сценаристы надеялись, что Падшего озвучит Леонард Нимой из «Звездного пути», но мы точно не знаем, досталась ли эта роль Нимою или же ее получил Фрэнк Уэлкер, Мегатрон из мультсериала 1980-х.
Если не считать Падшего, самый интересный новый злодей сиквела — робот, собирающийся из семи Конструктиконов. Каждый из Конструктиконов сам по себе громила, поскольку их маскировочные формы — строительные машины вроде экскаваторов и бетономешалок. Когда же семерка собирается вместе, на сцену выходит 30-метровый Девастатор, который в три раза выше Оптимуса Прайма.
Разумеется, не все Десептиконы такого размера. Например, Скальпель столь мал, что может превращаться в микроскоп, а Френзи, которого мы видели в первой части, складывается в бумбокс. Наконец, в фильме есть Десептикон-Претендер, принимающий человеческий облик. Женскую форму этого трансформера сыграла начинающая австралийская актриса Изабель Лукас.
Но довольно о врагах. Вернемся к положительным персонажам. В отличие от разношерстных Десептиконов, Автоботы, как и следует из их названия, маскируются под земные средства передвижения.
Прежде всего, это известные по первой серии Оптимус Прайм (грузовик Peterbilt), Бамблби (Chevrolet Camaro, теперь уже спортивная модель 2010 года), Ай-ронхайд (грузовик GMC Topkick) и Рэтчет (грузовик Hummer H2). В сиквеле к ним присоединились Джолт (гибридная машина с электромотором Chevrolet Volt), Сайд-свайп (спортивный концепт-кар Chevrolet Corvette Stingray), Арси (розовый мотоцикл женского пола), близнецы Мадфлап и Скидс (концепт-кары Chevrolet Trax и Chevrolet Beat) и малыш Уили (игрушечный грузовик). Последний изначально был Десептиконом, но затем перебрался к Автоботам. Тот же путь проделал превращающийся в самолет Джет-файр, которого в фильме озвучивает Джон Туртурро.
Что касается людей, то с новыми существенными персонажами в сиквеле негусто. Другое дело, что изменились сами герои. Сэм (Шайа ЛаБаф) уехал в колледж, а вот его девушка Микаэла (Меган Фокс) не смогла за ним последовать, и это усложнило их отношения. Армейские знакомые главных героев Уильям Леннокс (Джош Духамель) и Роберт Эппс (Тайрез Гибсон) теперь служат в секретном подразделении и сотрудничают с Автоботами. Кевин Данн и Джули Уайт вновь сыграли родителей Сэма, Джон Туртурро опять засветился в роли правительственного агента Симмонса, британский дебютант проекта Мэттью Марсден изобразил английского спецназовца Грэма, а пуэрториканец Рамон Родригес (сериал The Wire) сыграл нового персонажа по имени Лео Шпиц, который помогает Сэму и Микаэле путешествовать по миру. Армейские будни
Даже с 200-миллионным бюджетом Бэй вряд ли бы смог снять все придуманные сценаристами экшен-фрагменты, если бы киношники должны были за все платить из собственного кармана. Однако во время работы над первой лентой у команды «Трансформеров» сложились отличные отношения с представителями Пентагона, и вторая картина тоже создавалась при деятельном участии военных, предоставивших технику, оружие, массовку и базы в Аризоне и Нью-Мексико.
Почему Пентагон решил помочь именно «Трансформерам»? Потому что в последние годы все фильмы об американской армии затрагивают болезненные темы. А «Трансформеры» — это подростковая фантастика без политических претензий, представляющая военных героями. В сущности, это единственный голливудский фильм последних лет, который молодой офицер может спокойно показать ребенку как пример того, чем папа занимается на работе. Так что Пентагон держится за «Трансформеров» обеими руками и финансирует из собственного кармана сцены, которые можно провести через бюджетный комитет как «маневры» и «тренировки». Естественно, если киношники заказывают реальную бомбардировку или настоящую стрельбу, то продюсеры компенсируют военным стоимость бомб и патронов. Но это все равно куда дешевле, чем пытаться раздобыть эскадрилью истребителей или танковое подразделение.
Поскольку иностранные правительства не позволяют американцам устраивать масштабные маневры на своей территории, «Месть падших» в основном снималась в Штатах. Даже те сцены, действие которых развивалось в Китае и в Египте.
При чем здесь Египет? При том, что Трансформеры посещали Землю в далеком прошлом и имели отношение к сооружению пирамид. Так что в определенный момент действие фильма переносится на север Африки. Конечно, без экспедиции в Египет не обошлось, и местное правительство даже разрешило голливудцам снимать на пирамидах (что обычно не допускается), но все масштабные экшен-сцены создавались в Америке, с помощью декораций, макетов и компьютерной графики.
Единственным исключением стали эпизоды в Иордании, где помощь голливудцам оказали местные ВВС. Также фильм снимался в Париже (куда же без Эйфелевой башни?) и на борту атомного авианосца «Джон К. Стеннис», одного из крупнейших военных судов в истории человечества.
Майкл Бэй предпочитает снимать спецэффекты «живьем», но во вторых «Трансформерах» свести компьютерную графику к минимуму было невозможно. Все сцены с боевыми роботами рисовались аниматорами, и потому некоторые эпизоды были окончательно придуманы лишь на этапе постпродакшена. Дошло до того, что лишь в самом конце работы над фильмом стало ясно, что в картине «участвуют» шестьдесят разновидностей трансформеров. До этого в интервью назывались заметно меньшие числа, поскольку некоторые роботы были введены в действие после завершения съемок.
Совершенствуя графику со времени первой картины, аниматоры уделяли особое внимание передаче эмоций с помощью мимики и жестов. Бэй очень хотел, чтобы трансформеры казались такими же живыми, как люди, и чтобы крупные планы их «лиц» были не менее выразительны, чем крупные планы актерских физиономий.