Почему с годами время летит быстрее?

Помните, сколько полезных дел можно было переделать на школьной перемене? Как долго мы ждали летних каникул, которые, начавшись, казалось, никогда не закончатся? Почему же с годами дни, недели и месяцы уже не проходят, а пролетают непрерывной чередой?

Лет десять назад психолог из Колледжа Клинч Вэлли в Вирджинии Питер Мэнгэн (Peter Mangan) провел рутинный опыт с любопытными результатами, который показал, насколько быстрее течет жизнь для пожилых людей.

Мэнгэн предложил обозначить 3-минутный временной интервал людям разного возраста, подсчитывая «секунды». Молодые в возрасте от 19 до 24 лет «измерили» 3 минуты почти идеально, их средняя ошибка составила всего 3 секунды. Но для тех, чей возраст составлял 6080 лет, трехминутный по ощущениям интервал на деле растянулся до 3 минут 40 секунд.

С годами наши внутренние часы отстают, что и вызывает ощущение ускоренного темпа жизни. Как пишет преподаватель математической биологии из Университета Бата Кристиан Йейтс (Christian Yates), существует несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше восприятие времени ускоряется по мере того, как мы становимся старше. Замедление метаболизма

По одной из теорий причина явления — замедление обмена веществ в организме пожилого человека. Детское сердце бьётся быстро, и дышат дети часто. Когда же мы становимся старше, метаболические процессы, а с ними пульс и частота дыхания, замедляются.

Возможно, пульс и частота дыхания являются биологическими маркерами, с помощью которых измеряют время внутренние часы. Молодой организм, в таком случае, получает в один и тот же временной интервал больше маркеров, чем старый. Старые часы отстают. Обработка информации

Другая теория предполагает, что «ускорение» времени связано с количеством информации, которую воспринимает и перерабатывает мозг.

В детстве, когда работы для мозга очень много, ему требуется больше времени для обработки поступающей информации, поэтому и течение времени воспринимается как медленное.

Если принять эту теорию, то становится понятным, почему в критических ситуациях время как бы замедляется, о чём рассказывают, например, участники дорожных аварий.

Внезапный кризис перегружает мозг, который лихорадочно ищет из него выход, оценивая все мелкие детали на которые обычно мы не обращаем внимания.

С возрастом мир вокруг нас как бы тускнеет. Мы всё умеем, всё знаем и не ищем мелких подробностей, воспринимаем окружающий мир цельными крупными мазками. Чем мы опытнее, тем меньше работы для мозга, тем быстрее он обрабатывает поступающую информацию, тем быстрее бежит время. Логарифмическая шкала

Как математик, Кристиан Йейтс пытается объяснить эффект «ускорения времени» теорией логарифмической шкалы, которую используют при измерении силы звука или землетрясения. В общем случае — тогда, когда надо отразить как маленькие, так и очень большие значения.

По логарифмической шкале Рихтера увеличение магнитуды землетрясения от 10 до 11 соответствует увеличению перемещения земной поверхности не на 10%, как это было бы в линейном масштабе, а в 10 раз.

Йейтс считает, что наше восприятие времени с высоты прожитых лет примерно такое же. Так, для двухлетнего ребенка один год — это половина всей его жизни. Для десятилетки — 10%, для 20-летнего юноши — всего 5%, для 80-летнего старика — 0,8%.

Если отложить десятилетия по линейной шкале, то каждый период будет иметь одинаковую продолжительность с соседними. Для времени как такового так оно и есть, 10 лет в возрасте от 20 до 30 физически длятся столько же, сколько в интервале 3040 или 1020.

Однако если применить логарифмическую шкалу, картина меняется. Одинаково выглядят не равные интервалы, а периоды жизни 510 лет, 1020, 2040 и 4080.

Получается, что 5 лет жизни в детстве для нас «длятся» столько же, сколько 40 в старости? Что-то в этом есть, не так ли?




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: