Как начать делать великолепные снимки прямо сейчас? Несколько полезных советов
В отличной фотографии есть нечто такое, что берет зрителя за живое, но это трудно объяснить словами. Сьюзан Таттл в своей книге «Фотографируй каждый день» рассказывает о приемах и техниках создания лучших снимков.
Прелесть снимка определяется тем, какой сюжет выбирает фотограф и какими средствами его передает. Техническое мастерство не так важно. В какой-то момент вы просто видите красоту и испытываете порыв нажать на кнопку спуска затвора. Готовы узнать, как создавать фотошедевры?
Совет № 1. Старайтесь снимать при естественном освещении.
Встроенная вспышка освещает грубо и придает фотографиям неестественный вид. То же касается вспышки мобильного телефона. Лучше снимать при естественном освещении.
Мягкий рассеянный свет (когда небо затянуто облаками) очень хорош для съемки цветов и портретов крупным планом. Если солнце ярко светит и люди, которых вы снимаете, щурятся, посмотрите, нет ли вблизи дерева с большой кроной: на краю тени свет будет не таким жестким, более равномерным. Но следите, чтобы на лица не падал пестрый свет, если, конечно, это не входит в ваши планы. Хорошо работать с мягким светом в «золотые часы» раннего утра и раннего вечера. Вы застанете нежную «подсветку», на фоне которой люди хорошо смотрятся.
Совет № 2. Замрите. Крепко держите камеру во время съемки, чтобы не смазать кадр. Советую нажимать кнопку на выдохе, прижав локти к телу. Во многих цифровых зеркальных фотоаппаратах есть функция стабилизации, благодаря которой можно получить четкие снимки даже при слабом освещении и с длинной выдержкой. Но не включайте ее, когда фотоаппарат закреплен на штативе: можно повредить камеру. На съемку с рук есть определенные ограничения. Возможно, придется использовать треногу или монопод, особенно во время съемки с длинной выдержкой при слабой освещенности. Чтобы убедиться, что вы сделали четкую фотографию, увеличьте изображение в режиме воспроизведения. Если изображение размытое, переснимите его.
Наводите фокус на глаза снимаемого объекта, будь то человек или животное. Если один глаз к вам ближе, фокусируйтесь на нем. При съемке портрета крупным планом не рекомендуется выбирать слишком открытую диафрагму (не шире 2,8), иначе некоторые черты лица могут оказаться размытыми, если, конечно, вы не добиваетесь этого эффекта намеренно по каким-либо творческим соображениям.
В мобильных устройствах для стабилизации есть приложения, например Camera+, Top Сamera и ProCamera. А вы знали, что iPhone можно положить на бок и для спуска затвора использовать кнопку регулировки громкости? Это помогает добиться устойчивости. Можно также поставить телефон на треногу или монопод. Есть специальная подставка Ped3 для iPhone, которую можно закрепить на треноге.
Совет № 3. Найдите выгодную позицию.
Смотрите вверх, вниз, вправо, влево, оглядывайтесь по сторонам. Старайтесь запечатлеть все, что вас окружает, там, где вы стоите, но не как обычно, а на другой высоте, например. Опуститесь на землю, лягте на спину, направьте объектив на верхушки деревьев. Приближайтесь к предметам, пока наводится фокус. Попробуйте повернуть камеру и сделать снимок под углом. Вместо того чтобы снять объект в фас, снимите его в профиль. Изображение приобретет объем. Снимайте вертикально и горизонтально, оставьте место для обрезки кадра. Если хотите подчеркнуть высоту, снимайте вертикально. Если хотите подчеркнуть ширину — горизонтально. Исследуйте возможности, не торопитесь.
Совет № 4. Ищите чистый фон.
Увлечься объектом съемки, забыв о фоне, легче, чем кажется. Старайтесь, чтобы фон был простым, не перегруженным деталями. Это не значит, что он должен быть «голым». Главное, чтобы на снимке не было «мусора» (случайных элементов, не имеющих отношения к вашей идее).
Темные объекты и тени на фоне, которые вы наблюдаете в видоискатель, на фотографии будут казаться темнее. Старайтесь, чтобы их не было в кадре. Опытный пользователь Photoshop (CS или Elements) с помощью инструментов «Клонирующий штамп» (Clone Stamp) или «Восстанавливающая кисть» (Spot Healing Brush) легко избавится от лишних деталей. Но гораздо проще изначально снимать на чистом фоне.
Совет № 5. Помещайте объект съемки в рамку.
Ищите в окружении элементы, способные стать естественным обрамлением изображения. Ветки деревьев, например, превосходно дополняют кадр. В такой «рамке» можно поместить модель в центр на первый план, чтобы вокруг не было лишних отвлекающих элементов.
Совет № 6. Ищите симметрию, узор или повтор.
Эти композиционные элементы придадут вашим фотографиям ощущение равновесия, упорядоченности и ритма. Ищите их в архитектуре и в природе. Симметрия в фокусе притягивает взгляд к предмету и создает чувство гармонии.
Совет № 7. Определите, куда навести фокус.
В кадре обычно два объекта: один на переднем плане, другой на заднем. Определите, какой из объектов более значимый, и наводите фокус на него; второй останется загадочно размытым. Есть интересный художественный прием — уменьшить фокусное расстояние телеобъектива, чтобы расстояние между объектами казалось больше.
При заблокированной фокусировке (когда кнопка спуска затвора нажата наполовину) вы можете изменять компоновку кадра. Прием очень полезен, когда вы не хотите помещать объект в центре. Последовательность действий такая:
1. Помещаете интересный объект в центр кадра, фокусируетесь на нем и нажимаете спуск затвора наполовину.
2. С нажатой наполовину кнопкой спуска затвора делаете перекомпоновку кадра.
3. После того, как композиция стала вас полностью устраивать, дожимаете кнопку до конца, чтобы сделать кадр.
Таким образом у вас получится интересная композиция с фокусом на объекте, который находится не в центре кадра.
Книга Сьюзан Таттл «Фотографируй каждый день» представляет собой полноценный курс по фотографии: от волшебной «экспотройки» до мастерства повседневной мобильной съемки.