А ты работаешь по специальности? Проблемы профориентации в России

По статистике 60% выпускников российских вузов по специальности не работают. Задумайтесь, потрачено огромное количество времени, денег (личных или государственных), а результата нет. Почему так происходит? Первый промах — школа

Главное назначение школы — разностороннее развитие личности и подготовка ребенка к взрослой жизни. Если с первой задачей школа справляется, то решение второй задачи отсутствует напрочь.

Мое мнение. Школа дает знания, максимально оторванные от жизни. Школа не готовит ребенка к предстоящей трудовой деятельности, не объясняет, что любить биологию — это одно, а работать биологом — другое. Никто не рассказывает школьникам о профессиях планомерно, поэтому представления о них весьма расплывчатые, основанные на жизненном опыте. Экскурсии на предприятия организовываются, но редко. В общем и целом профориентационная работа в школе проводится спустя рукава. Школьный психолог

Психолог должен помочь детям определиться с будущей профессией. Но на практике роль психолога в школе формальная.

Психолог — не деятельный член коллектива, его задача смотреть ребят перед поступлением в школу и иногда проводить анкетирование класса. Если профориентация и имеет место, то, как правило, сводится к формальному тестированию. По результатам теста психолог говорит подростку, что он, к примеру, «человек-техника» и ему нужно выбирать технические специальности. Все! Никто не рассматривает условия труда, возможные места дальнейшего трудоустройства после вуза, личностные особенности человека. О прогнозировании будущего карьерного роста и говорить не стоит. Проторенная тропа: школа — институт

Попадая в институт сразу после школы, подросток не воспринимает учебу как процесс «для себя». Он воспринимает происходящее как продолжение учебы в школе: здорово, когда можно прогуливать пары и списывать. Российский студент беззаботен, живет от сессии к сессии. Но таков российский менталитет — в вуз надо поступать сразу после школы. Иногда неважно, в какой вуз и на какую специальность, главное поступить! В этой спешке подростки принимают неверные решения, которые выходят им боком.

Для сравнения: в Европе считается нормальным, если юноша или девушка год отдыхает после школы. Выпускники школ смотрят мир вокруг, думают, чем они хотят заниматься, зарабатывают деньги неквалифицированным трудом. За год, проведенный без учебы, они взрослеют, понимают, что и как устроено в жизни. А с этим приходит понимание и желание приобрести профессию «для себя». В тисках специальности

Система российского образования весьма негибкая. Если студент вдруг понимает, что выбранная им профессия ему не подходит, то существует возможность перевестись только на смежную специальность. Поменять же кардинально вид деятельности не получится, только если начать учебу заново. И все неплохо, если ты одумался на первом году обучения. А если на 2, 3 или 4 курсе, что делать? Выбросить несколько лет, не получив корочки, начать все заново? Так ли это просто? А если ты «платник», что скажут родители? Производственная практика

Понимание, что выбрал неправильную специальность, приходит поздно из-за плохо организованной производственной практики, которая начинается только со второго курса. До практики твое понимание профессии остается туманным. Тебя не знакомят с нею вблизи, ты остаешься немного в стороне и думаешь, что все ок. А вдруг не ок? Подвох, которого не ждали

Расскажу один факт. В 2015 году НГПУ им. Минина (Нижний Новгород) выпустило порядка 70 логопедов. В этом же году садики и школы Нижнего Новгорода сократили логопедов в два раза (кризис же). Вопрос: сколько логопедов осталось без работы? Сократилось ли количество бюджетных мест для логопедов в результате с потребностями в них? Ответ: нет, в 2015 году идет точно такой же набор логопедов, что и раньше. Хотя и до кризиса количество логопедов всегда было в избытке.

То есть вуз готовит невостребованных на рынке труда специалистов. Знали ли об этом факте абитуриенты, поступая пять лет назад? Работать не по специальности можно и по объективным причинам (низкая зарплата, нет вакантных мест). «Неудачники» виноваты сами

Всегда есть люди, которые с детства мечтали стать инженерами, в школе любили математику и физику, поступили в технический институт, а потом построили прекрасную карьеру на заводе или в крупном предприятии. Они уверены, что люди, которые не могут сами определиться с выбором своей профессии — «неудачники», которые сами виноваты в своей профнепригодности.

Человек, который решает все начать сначала, выглядит странным, несуразным, явно не оправдавшим надежды родителей. Промахи профориентации общество традиционно приписывает не системе, а самому человеку, забывая, что в 17 лет не всегда можно объективно оценить себя и ситуацию вокруг. В 17 хочется всего — поездить по миру, узнать людей, быть «борцом света». Иллюзии, непонимание реальности, максимализм мешают подрастающему поколению в выборе правильной, своей профессии. Но ждать помощи от государства не приходится.

Подводя итоги, замечу, что из-за отсутствия грамотной системы профориентации в России растет и множится количество растерянных людей, которые не могут профессионально себя реализовать. Проблема профориентации у нас носит не общественный характер, а частный, и решается в каждой семье по-своему.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: